Важность и актуальность проблемы мочекаменной болезни определяются ее эпидемиологией. Известно, что более 1 млн жителей США ежегодно госпитализируются для лечения камней почек и мочевыводящих путей, а общий уровень заболеваемости населения при этом достигает 5—10%. В странах Центральной Европы уролитиаз проявляется главным образом (97%) в почке и мочеточнике. От 2 до 3% жителей Германии хотя бы один раз в жизни испытывают симптомы мочекаменной болезни, а ежегодный уровень первичной заболеваемости уролитиазом составляет 0,1%. В Германии же более 300 тыс. пациентов ежегодно госпитализируются, а 40 тыс. оперируются по поводу камней почек и мочеточников.
В Российской Федерации, по данным НИИ урологии, на долю мочекаменной болезни в структуре урологической заболеваемости приходится от 28,3 до 33,9%. Эндемичными зонами распространенности мочекаменной болезни остаются Дальний Восток (40,7%), Центрально-Черноземный (35,1%), Восточно-Сибирский (32,8%) и Уральский (30,3%) регионы, а также районы Крайнего Севера, Средней Азии и Закавказья. Ежегодный прирост заболеваемости составляет от 1,1 до 3%. Ранее проведенным в МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского исследованием доказано существование в Московской области зон с повышенным уровнем заболеваемости мочекаменной болезнью.
У большинства пациентов нефролитиаз выявляется в наиболее трудоспособном возрасте — 30— 50 лет. Мочекаменная болезнь имеет выраженную склонность к рецидивированию. Даже после первого эпизода спорадического отхождения конкремента из почки вероятность его рецидива в течение последующих 5 лет составляет от 27 до 50%. Суммарный показатель рецидива первичного мочевого камня находится на уровне 14% на 1-м году, 35% — на 5-м году, к 10 годам вероятность рецидива заболевания достигает 52%. При этом более 60% всех рецидивов возникают уже спустя 3 года после первого признака заболевания.
Уролитиаз продолжает оставаться одной из основных причин почечной недостаточности: от 3,6 до 7,3% больных, нуждающихся в проведении программного гемодиализа, составляют пациенты с мочекаменной болезнью. Более того, весьма высок уровень скрытых форм почечной недостаточности. При обследовании 2 тыс. пациентов с мочекаменной болезнью у 33 (1,7%) было отмечено повышение уровня сывороточного креа-тинина более 177 мкмоль/мл. Некоторые исследователи отметили почечную недостаточность в качестве первого симптома заболевания у 30% больных уролитиазом.
Увеличение заболеваемости мочекаменной болезнью значительно повышает затраты на ее лечение. Расходы на амбулаторное и стационарное лечение нефролитиаза и связанных с ним осложнений составляют значительную и ежегодно возрастающую часть бюджета многих стран, во многом определяя концептуальные изменения в лечебной тактике. Снижение производительности труда, временная или стойкая утрата трудоспособности при заболеваемости нефролитиазом также остаются серьезной медико-социальной проблемой . Приведенные выше обстоятельства послужили побудительным мотивом к поиску принципиально новых подходов к лечению.
В 80-х годах прошлого столетия технологические достижения обеспечили качественный скачок в решении проблемы лечения мочекаменной болезни. Первые попытки бескровного разрушения камней мочевого пузыря были предприняты еще в конце 50-х годов. 7 мая 1959 г. проф. В. Гольдберг (Рига) осуществил эндоскопическое дробление фосфатного камня мочевого пузыря размером 3 см при помощи аппарата “Урат”, в основу действия которого был положен физический принцип электрогидравлического удара, открытого и изученного отечественным инженером Л. А. Юткиным (Ленинград) в 50-х годах прошлого века.
Минуло уже четверть века с того момента, когда эта гениальная идея была реализована при создании аппаратуры 1-го поколения, предназначенной для разрушения камней почек при помощи ударных волн, способных без повреждения проникать в человеческое тело. Этот дерзкий исследовательский проект поднял волну энтузиазма, вселив надежду сделать лечение уролитиаза высокоэффективным и свободным от осложнений. Кульминацией всего после 10-летия интенсивных исследований, преодоления иллюзий, многих неудач явилось первое успешное клиническое применение дистанционной ударно-волновой литотрипсии (ДУВЛ) 7 февраля 1980 г. в Германии в урологической клинике Университета Людвига Максимилиана Мюнхена. В России первая литотрипсия на отечественном литотрипторе Урат П была выполнена 4 ноября 1987 г. в Москве в клинике НИИ урологии под руководством акад. РАМН Н. А. Лопатки-на. Для жителей Московской области этот высокотехнологичный метод лечения мочекаменной болезни стал доступен начиная с 1988 г. Сегодня уже нет сомнения, что литотрипсия прошла проверку временем. Она трансформировала подходы врачей к ведению больных мочекаменной болезнью, ограничив применение открытых оперативных вмешательств приблизительно до 2—5%.
Вместе с тем по прошествии времени ДУВЛ не стала тем “волшебным фонарем”, на который рассчитывали большинство урологов. Важные вопросы все еще остаются без должного ответа. Какова судьба резидуальных фрагментов камня после литотрипсии? Являются ли эти резидуальные фрагменты значимыми как для пациента, так и для врача? Каков риск развития артериальной гипертензии и других осложнений литотрипсии? Каким должен быть подход к лечению одиночных, множественных и коралловидных камней, а также камней мочеточника? Каковы особенности лечебной тактики при сочетании уролитиаза с инфравезикальной обструкцией? Каковы особенности литотрипсии у детей, а также у пациентов с единственной и аномалийными почками? Какими рамками ограничивается применение литотрипсии? Какова роль современных эндоскопических технологий в сочетанном с ДУВЛ лечении камней почек и мочеточников? Каковы экономические аспекты современных методов лечения уролитиаза? И, наконец, каково место открытых хирургических вмешательств в лечении больных мочекаменной болезнью на современном этапе?
Понимая, что приведенный перечень не отражает в полной мере всех встающих перед исследователями вопросов, мы, ограничиваясь рамками настоящего обзора, рассмотрим наиболее важные, с нашей точки зрения, аспекты ДУВЛ в историческом и современном аспектах.
Комментарии
Комментариев пока нет